Привет! Я Маша Терминасова — редактор этого блога. Я открыла ИП специально, чтобы работать с HRspace. Оказалось, это не страшно: нужны 800 рублей, час у компьютера и полдня в налоговой. Расскажу по шагам, как фрилансеру открыть ИП, что за это будет и почему это выгодно.
Зачем фрилансить легально
По редакторскому опыту я знаю, что компании обожают фрилансеров-ИП. Им так спокойно и выгодно работать: они не переплачивают по налогам и больше верят договору с предпринимателем, чем с физическим лицом.
В мире фриланса ИП — это конкурентное преимущество.
На HRspace это тоже преимущество: у нас есть заявки, по которым работодатель хочет общаться только с юридическими лицами или ИП. Обычно это интересные проекты от крупных ребят, с которыми здорово бы наладить постоянную работу. Физические лица такую возможность упустят.
Второй момент — отношения с налоговой. Пока человек зарабатывает немного и тихо, государство не беспокоит. Но, если вы работаете серьезно, однажды могут прийти с проверкой. Вы заплатите штраф или заработаете судимость.
Статус индивидуального предпринимателя не мешает работать в компании по обычному трудовому договору или открыть другой бизнес. Если вы вдруг передумаете быть ИП — закроете. Налоги с нулевой прибыли платить не нужно, только взносы и пошлину за закрытие.
Почему иметь ИП выгодно
ИП — это уже больше, чем рядовой гражданин, вы приобретаете дополнительную ответственность. Но с правовой точки зрения остаетесь человеком, а не организацией.
Здесь есть один минус и несколько преимуществ перед статусом полноценного юридического или физического лица.
Минус: ИП отвечает за свою деятельность личным имуществом
Если фрилансер задолжал по контракту, у него могут что-то отнять. Но не единственное жильё, не все деньги и не важные для жизни вещи. Чтобы быть спокойным, изучите закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Плюс: ИП не нужно нанимать бухгалтера
Все индивидуальные предприниматели освобождаются от бухучета, бухгалтер не нужен. Просто платите налоги раз в квартал и страховые взносы раз в год через сайт ФНС. Или ведите дела в одном из бухгалтерских сервисов. О них расскажу дальше.
Плюс: ИП свободно распоряжается доходами
Так как ИП — физическое лицо, предприниматель может как угодно распоряжаться заработанными деньгами и в любой момент забрать выручку. Всё гораздо проще, чем у юридического лица. Бизнесмен из организации должен сам себе платить зарплату, а дивиденды может выводить не чаще чем раз в квартал. И еще платит с них налоги.
Не забывайте, что придется платить налоги и страховые взносы — лучше не тратить всё до копейки.
Плюс: ИП платит меньше всех налогов
Или вообще не платит, если ИП работает без сотрудников. Сейчас разберемся.
В России 5 видов налогообложения для бизнеса.
- Общая система налогообложения.
- Упрощенная система налогообложения.
- Единый налог на вмененный доход — сумма зависит не от дохода, а от размера бизнеса, работает не для всех видов деятельности.
- Патент — предприниматель покупает право заниматься бизнесом в своем регионе и больше ничего не платит, работает не для всех видов деятельности.
- Единый сельскохозяйственный налог — для тех, кто самостоятельно выращивает, перерабатывает и продает сельскохозяйственную продукцию.
Рекрутер-фрилансер может рассчитывать только на первый или второй вариант. Первый — жутко невыгодный и неудобный для ИП. Второй — выгодный и удобный.
Общая система налогообложения
Включается по умолчанию, если не подать заявление о переходе на другую систему. Заставляет организации вести бухучет в полном объеме, а предпринимателей — формировать книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Нужно платить все общие налоги и НДС:
- налог на прибыль —20% с разницы между доходами и расходами, или ИП платят НДФЛ — 13%;
- налог на имущество организаций, если у вас есть недвижимое имущество;
- НДС — чаще всего составляет 18% с проданных товаров или услуг и уменьшается на НДС, который вы платите поставщикам.
Если вы рекрутер и не собираетесь заняться еще и оптовой торговлей, лучше выбрать упрощенку.
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Вместо трех общих налогов вы будете платить всего один налог УСН. Налог перечисляете государству раз в квартал, сдаете отчетность в налоговую всего раз в год.
Здесь есть два варианта, с чего платить налог:
- доходы — налоговая ставка от 1% до 6%, в зависимости от вашего региона, вида деятельности, дохода;
- доходы минус расходы — налоговая ставка от 5% до 15%.
И это еще не все: если вы выберете УСН «Доходы», то сможете уменьшить налоги на сумму страховых взносов. ИП без сотрудников могут снизить налог на 100%, если это позволяет сумма страховых взносов, а организации и ИП с сотрудниками могут уменьшить налог максимум в 2 раза.
Сколько сможет зарабатывать ИП на HRspace, а сколько физическое лицо
Давайте посчитаем на примере.
Если вы — ИП с УСН «Доходы», ваши траты — максимум 6 % с каждой сделки. Вы работаете без сотрудников, поэтому в конце года сможете вычесть 25 тысяч страховых из суммы налогов, которые уже заплатили поквартально.
Допустим, вы заработаете на HRspace 40 000 рублей в месяц. Для этого нужно закрывать по 1-2 заявки.
Рекрутер — физическое лицо должен отчислять в налоговую 13% НДФЛ. Это 5 200 рублей в месяц, или 62 400 рублей в год.
ИП платит максимум 6%. С той же суммы — это 2400 рублей в месяц, или 28 800 рублей в год. В эту сумму войдут и страховые взносы за год.
Как ИП вы заработаете за год на 33 600 больше.
Сколько времени нужно, чтобы открыть ИП
Государство понемногу учится работать с гражданами онлайн. Это облегчает жизнь как минимум на один визит в налоговую.
Чтобы стать предпринимателем, я потратила меньше недели:
- Час, чтобы разобраться с правилами, заполнить и отправить документы через сайт ФНС.
- Затем 3-4 рабочих дня ожидания: через пару дней мне прислали письмо, что документы приняты, и назначили даты визита в налоговую.
- Полдня ушло на очереди в налоговой.
Есть тонкость: индивидуальный предприниматель привязан к прописке физического лица. Зарегистрировать ИП в Москве не получится, даже если вы пять лет живёте в столице по временной регистрации. Иногородним нужно ехать домой. Тут бывают и плюсы: некоторые регионы снижают налоги, или банк предлагает льготный тариф на обслуживание счета.
Что делать, чтобы открыть ИП
1. Собрать документы
Для регистрации ИП нужно заполнить несложную анкету на двух листах. Скачивайте на сайте ФНС, на Госуслугах или заполняйте по шагам с помощью бухгалтерского сервиса.
Еще нужны паспорт, ИНН, страховое свидетельство (СНИЛС) и квитанция на оплату 800 рублей пошлины. Если вы подаетесь онлайн, отправляйте сканы документов. Оригиналы попросят показать на месте.
2. Выбрать коды деятельности по ОКВЭД
В анкете попросят выбрать коды экономической деятельности — они описывают, чем вы будете заниматься. Нужен один основной и сколько угодно дополнительных. Поэтому лучше взять больше кодов, чем меньше. Если вы потом надумаете консультировать бизнес или вести вебинары, а кода нет, то придётся вносить изменение в лист записи реестра ИП. Иначе могут быть проблемы с налоговой.
Для рекрутеров и эйчаров есть группа кодов ОКВЭД
- код 78: «Деятельность по трудоустройству и подбору персонала» — его указывайте основным, можно углубиться в детали и добавить:
- код 78.1 «Деятельность агентств по подбору персонала»;
- код 78.2 «Деятельность агентств по временному трудоустройству»;
- код 78.3 «Деятельность по подбору персонала прочая»;
- код 74.90.8 — «Деятельность агентств и агентов, действующих от имени физических лиц», подойдет, если вы планируете действовать как агент и заключать контракты или договоры для физических лиц на участие в кинофильмах, театральных постановках и других мероприятиях. Или если вы будете продавать чьи-то произведения искусства.
3. Выбрать систему налогообложения
Как мы разобрали выше, рекрутерам-фрилансерам выгодно платить УСН с доходов — от 1 % до 6 %, в зависимости от региона. Скачайте и заполните заявление о переходе на УСН.
4. Заплатить пошлину
Можно через онлайн-банк или в отделении. Квитанция на сайте налоговой.
5. Подать документы
Онлайн: через личный кабинет сайта ФНС или через «Госуслуги».
Офлайн: в отделении ФНС или в МФЦ. Адреса можно узнать на том же сайте налоговой.
6. Приехать в назначенное время, показать оригиналы и забрать готовые документы
Как вести бизнес
Бухгалтерия
Я не разбираюсь в бухгалтерии и боюсь сделать что-то не так, поэтому сразу стала искать онлайн-сервис, который поможет вести бизнес.
Таких сервисов много. Например: «Моё дело», «Облако», 1С, «Контур.Эльба» и «Контур.Бухгалтерия».
Я выбрала тот, который мне показался самым простым и выгодным. Полноценная бухгалтерия ИП без сотрудников не нужна, не нужны и сложные решения. Выбирайте сервис, который не нужно долго изучать, или платите налоги самостоятельно.
Банк для бизнеса
Предпринимателю нужен бизнес-счет в банке, реквизиты физического лица не подойдут.
Банков много. Некоторые позиционируют себя именно как банки для предпринимателей. Например: «Точка», Модульбанк. Большие банки тоже предлагают услуги для ИП: Сбербанк, «Альфа-банк», ВТБ, «Тинькофф» и другие.
Посмотрите условия для предпринимателей в вашем банке, сравните с другими предложениями и выбирайте. Любой банк даст менеджера, который поможет открыть счет. Вам понадобятся документы по ИП и паспорт.
Резюме
ИП — конкурентное преимущество фрилансера: клиенты вас любят больше, а налогов вы платите меньше, чем физические лица.
Чтобы открыть ИП, нужно меньше рабочей недели и 800 рублей:
- Заполнить анкету и вместе с документами отправить в налоговую.
- Прийти в налоговую, подтвердить личность и забрать готовые документы через пару часов.
- Открыть бизнес-счет в банке.
- Разобраться, что как и когда платить, можно через сервис.
- Научиться выставлять счета, тут поможет ваш первый клиент.
— И всё, работайте! — как весело сказала мне девушка из окошка выдачи документов в налоговой)
Какая полезная и хорошая статья. Искала подобное, когда открывала ИП и не нашла. Здорово, что теперь есть. Будет новым рекрутерам в помощь!
Спасибо, тоже так подумали, что будет в помощь)
Узнала много нового, спасибо, всё очень понятно и системно описано, но расходы я бы всё-таки считала так:
– ежемесячно 1000 за обслуживание счёта в банке= 12 тыс. в год
– ежеквартально 7500 взносов Пф и медстрах= 29 тыс в год
И это независимо от доходов ИП и ведёшь ли деятельноcть вообще.
Вот уже больше 40 тысяч в год (а совсем не 800 рублей), и каждый открывающий ИП должен быть к этому готов
Ирина, согласна, расходы будут. 800 рублей стоит ИП открыть, содержать дороже. Спасибо, что обращаете на это внимание.
Страховые платить надо, про это в статье расписала, да. А, кстати, мой банк стоит 490 в месяц + первые 2 месяца бесплатно. Сервис, который мне помогает с отчетами, дали бесплатно на целый год, да он и совсем необязательный расход.
О каком НДФЛ идёт речь? Ведь HRSPACE является нашим налоговым агентом.
Владимир, вы правы, мы агенты наших рекрутеров – физических лиц и выплачиваем за них НДФЛ. Но налог все равно удерживается из вознаграждения рекрутера, на то он и налог. Мы просто помогаем заплатить)
Здравствуйте! Если я плачу страховые взносы каждый квартал, то у них фиксированный размер? Нельзя ли в течение года платить столько, сколько у меня получилось налога за квартал, а к концу года доплатить по страховым взносам?
Здравствуйте, Ирина!
Вы платите страховые взносы каждый квартал, а налоги, если они меньше страховки, не платите вовсе. Если налоги больше страховых — то платите меньше налога, потому что уже заплатили страховые. Эта схема стимулирует ИП платить как раз страховку, не налоги.