Год назад мы написали статью о том, как открывала ИП наш редактор. А теперь решили узнать у наших успешных рекрутеров-ИП, как это делали они, какие были трудности и в чем тут польза для работы.
Татьяна Иванова, частный рекрутер, Москва
- На проекте 1 год, 6 месяцев
- Закрытых заявок: 26
- Рейтинг: 4,9
- Опыт работы в рекрутменте: 10 лет
Вести ИП несложно
Сотрудничать с площадкой HRspace я начала в марте прошлого года.
Открыть ИП или вести бухгалтерию не сложно, можно самому, можно нанять бухгалтера для спокойствия. Сложность в ИП лишь в том, что ты платишь взносы на пенсионное и медицинское страхование в любом случае, даже если деятельность не ведется. Но это не минус, естественно, если стабильно системно работаешь. А я считаю, что можно только так.
Совмещать не получится, но работать ИП выгодно
Когда я зарегистрировалась на площадке, сначала пыталась совмещать с работой, но поняла, что с моим уровнем загруженности и уровнем ответственности в обеих задачах совмещать однозначно не получится.
Я работала руководителем отдела подбора и адаптации персонала в крупной федеральной компании. Взвесив все, решила уйти, чтобы попробовать заниматься подбором как внешний рекрутер. Компания, где я работала, стала одним из моих клиентов, и является им по сей день, чему я очень рада.
Я поняла сразу, что компаниям выгодно работать не с физическим лицом, а через ИП или ООО. Так и получилось — я не встречала заказчиков, которые бы не видели разницу.
Нельзя не работать
Часто я слышу в ответ на то, что я рекрутер-фрилансер — «О, круто! Можно не работать!» 🙂
Это большое заблуждение — как раз нельзя не работать. Твой проект не останавливается, заказчики на тебя рассчитывают. И перекинуть свои обязанности на коллег нельзя. Поэтому я могу сказать, что мой рабочий день, точнее сутки, дольше и сложнее, чем было, когда я работала в компании, хотя перерабатывала я всегда. Нужно всегда быть на связи, оперативным, в тонусе, владеть информацией.
Сложностей и подводных камней много. Ты сам себе оплачиваешь все доступы, развиваешь соцсети, ты можешь потратить много времени на проект, который не закроется по тем или иным причинам или его закроет кто-то другой.
Но и преимуществ масса — ты можешь быть полезен компаниям и кандидатам, работать на результат, ты не привязан к одному месту и при желании можно работать даже из-за границы.
Сейчас я смотрю только вперед, у меня есть постоянные заказчики, кто при необходимости обращается снова через площадку, есть зоны роста и планы на профессиональное развитие. Я ощущаю стабильность и перспективность.
Ирина Самусенко, частный рекрутер, Санкт-Петербург
- На проекте 1 год, 10 месяцев
- Закрытых заявок: 12
- Рейтинг: 4, 89
- Опыт работы в рекрутменте: 12 лет
Почему я решила открыть ИП
Я решила делать ИП, когда поняла, что это конкурентное преимущество по работе с заявками на HRSpace — здесь много заявок только для ИП.
Перед открытием проработала почти год как физлицо и поняла, что своими доходами точно покрою взносы в соцфонды — около 40 тысяч и ещё тысяч 20 издержек — расчётный счёт, связь и чуть-чуть резерва. Ну и, конечно, я была готова сама разбираться с отчётностью и платежами — знала, что мне помогут подруги-бухгалтера.
Я на фрилансе, не работаю уже года три. Мои постоянные клиенты не раз предлагали мне работу, но я планирую масштабировать бизнес и хочу оставить свой мозг свободным.
Думаю, если бы работала, вряд ли бы стала ИП — работа по найму дает иллюзию стабильности и расслабляет.
Как открывала ИП
Открыли быстро, через МФЦ. Но не могу сказать, что всё было гладко. Надеюсь, мой рассказ окажется вам полезным, или вы сразу решите, что проще и быстрей заплатить за услугу открытия ИП.
Посмотрите материал по теме: «Личный опыт: как фрилансеру открыть ИП и остаться в плюсе». Рассказывет наш редактор, она открыла ИП в 2017 году.
Во-первых, все статьи о том, как легко открыть ИП не совсем соответствуют действительности. О необходимости платить налоги в фонды (а это порядка 40 тысяч в год) и обслуживать расчетный счет (а это еще минимум 24 тысячи в год) многие авторы почему-то забывают.
Во-вторых, четкого алгоритма, как именно заполнять бланки для открытия, я нигде не нашла. Все пишут разное.
На удивление непонятным и замороченным оказался бланк заявления на открытие ИП. В интернете пугают, что ошибиться в нём нельзя — пропадёт 2 тысячи пошлины. На самом деле сотрудница МФЦ помогла всё заполнить и сказала, что исправления в бланке делать можно. Выбирать коды по ОКВЭД и не ошибиться — тоже задача не на пять минут.
В-третьих, куда относить заполненные бланки уведомлений о выборе системы налогооблажения после открытия ИП? Не вовремя отнесёшь — штраф или на целый год попадёшь под общую систему налогообложения вместо упрощёнки. Во всех источниках в интернете было написано, что документы принимает районная налоговая, но когда я туда приехала, оказалось, что нести надо было в центральную налоговую. Я регистрировалась в Санкт-Петербурге.
При этом весь алгоритм достаточно простой, и его можно бы описать на сайте налоговой во всех подробностях и дать внятные образцы заполнения уведомлений. Такое ощущение, что всё это заморочено, чтобы брать деньги за услуги по заполнению бланков и регистрации ИП.
И, в четвертых, самое неприятное. Ещё за два дня до того, как мне присвоили номер ОГРН и информация обо мне как об ИП появилась в открытых источниках. Мне посыпались звонки из банков на открытие счёта и разные другие предложения — для меня это было маркером, что вся информация об ИП продаётся и покупается, базы госструктур не защищены и ты теперь прозрачен для любого линейного сотрудника колл-центра. Вот это было весьма неприятное ощущение.
Про бухгалтерию и налоговую
Когда открывала ИП, пугало и смущало следующее — ощущение, что когда становишься ИП, ты уже под неусыпным надзором налоговой. Теперь я не думаю, что интересна налоговой с моими оборотами. Может быть, работает закон о запрете проверок и лояльность по отношению к ИП. Надеюсь на это.
В моем банке очень удобные бесплатные сервисы — автоматический расчёт и напоминание по всем платежам в фонды и налогам. Но пару раз я не поняла, что куда когда платить и какой отчёт сдавать и чуть не пропустила платежи и срок сдачи декларации — вовремя посоветовалась с подругами-бухгалтерами.
Банк банком, но всегда надо иметь живого надёжного консультанта.
Зарплата на карточку сама не упадет
ИП — это только формальная сторона дела. Если стал предпринимателем, надо понимать, что зарплата сама на карточку не упадёт. Надо прилагать усилия, думать о конкурентах и вообще о том, что происходит вокруг — теперь это моя забота, корпоративные юристы и бухгалтера мне спину не прикрывают.
Преимущество, конечно, в иллюзии, что ты можешь сам планировать время. Это иллюзия, потому что, если заказов много, нет ни выходных, ни праздников, работаешь до позднего вечера. Но есть свобода в любой момент это прекратить или искусственно приостановить поток заявок.
С клиентским документооборотом никаких проблем нет
Сейчас онлайн сервисы в банках почти совершенны — мне есть с чем сравнить, у меня было ИП раньше, и для того, чтобы напечатать платежку надо было предпринять невероятные усилия. Теперь чтобы организовать оперативный документооборот с клиентами, нужен ноутбук и принтер-сканер. Курьера нашла через онлайн-сервис, но и почта теперь неплохо работает.
Прямо сейчас на HRspace открыты cотни реальных заявок, по которым вы напрямую общаетесь с заказчиком. Все заявки финансово подтверждены. Мы возьмем на себя работу с документами и гарантируем выплаты.
Иллюстрация к статье: unsplash.com