Поговорили с юристами и объясняем, что делать, если кто-то на площадке пытается вас обмануть. Комментирует рекрутер HRspace Александр Щербаков, который побывал в этой неприятной ситуации и вышел победителем.
Мы как площадка отвечаем и перед рекрутером, и перед заказчиком деньгами и отношениями. Поэтому, когда что-то идет не так и работодатель или рекрутер просит нас помочь решить конфликт, мы берем на себя независимый арбитраж и идем разбираться в проблеме.
Первым делом мы определяем — это непонимание процессов или осознанная попытка смошенничать.
Как бывает
Конфликт между заказчиком и рекрутером возникает, когда рекрутер считает, что сделал свое дело, и ждет оплату. А заказчик по каким-то причинам не подтверждает, что услуга оказана. Или требует возврат.
Давайте посмотрим, с какими ситуациями мы сталкиваемся чаще всего:
1. Кандидат вышел на работу, а заказчик не закрывает заявку и не выходит больше на связь.
2. Заказчик утверждает, что кандидат не вышел, а он вышел и работает.
3. Заказчик утверждает, что ему нужно время подумать по кандидату, а тот уже начинает работать.
4. Рекрутер говорит, что его кандидат успешно прошел все собеседования и должен выйти на работу, а заказчик говорит, что нет, кандидат не прошел.
Александр Щербаков, рекрутер, Москва:
«Я работал по заявке, и мой кандидат проходил испытательный срок. За 2 дня до окончания гарантийного периода заказчик написал мне, что человек не подошел и больше работать не будет. Мне показалось это странным, я позвонил кандидату узнать, как дела, — кандидат ответил, что все в порядке, работает. Тогда я позвонил на HRspace, узнал, что деньги заказчику еще не перевели, и мы начали разбираться».
Что мы делаем в конфликтных ситуациях
У нас есть обязательство предоставить заказчику услугу по подбору и есть обязательство перед рекрутером — оплатить его работу. Мы это делаем.
Мы обеспечиваем безопасность сделки и утверждаем — все стороны защищены.
Первый шаг — ваша инициатива. Сообщите нам о проблеме, и мы сможем вас защитить, если вы предоставите нам доказательства.
Что делать, если вы заподозрили неладное
Сразу пишите нам. Мы тоже подготовимся: посмотрим переписку на HRspace, свяжемся со всеми сторонами и посмотрим истории взаимодействий с другими исполнителями по этой заявке. Мы можем заморозить деньги на время разбирательства и будем стараться решить все в разумные сроки, мы заинтересованы в том, чтобы как можно скорее перечислить деньги рекрутеру или вернуть их заказчику.
Не уходите в истерики в переписке, ничем не угрожайте. Иначе простая история по найму превратится в уголовное дело. Угроза — это повод пойти в суд. В конце концов, это может быть просто недоразумение, а вы вышли из себя, испортили партнерские отношения и нажили судебные проблемы.
Александр Щербаков:
«Обращайте внимание на то, как человек общается, как отвечает на вопросы. Бывает, что задаешь один вопрос, а вам отвечают на совсем другой или вообще пропускают мимо ушей некоторые вопросы. Приходится по 3-4 раза спрашивать, чтобы получить обратную связь по кандидату. Это тревожно».
Мы общаемся со всеми участниками сделки, в том числе с соискателем, и если находим хоть какие-то доказательства, принимаем их и реагируем.
Свяжитесь с нами и спокойно собирайте доказательства: деньги останутся у нас, пока мы во всем не разберемся.
Как мы обеспечиваем безопасность
У нас есть процедура рассмотрения споров — мы принимаем любые ваши доказательства. Но не участвуем в спорах «слово против слова».
За все время рассмотрения обращений 96% решений на основании материалов мы выносили в пользу рекрутеров.
Таких случае было всего несколько десятков, наши клиенты все-таки хотят работать на площадке долго и плодотворно и понимают, что мы регулируем сделку и есть смысл вести себя по правилам.
Почему побеждают рекрутеры? Чаще всего заказчик после выхода кандидата пропадает и никак не отвечает на сообщения. Тогда мы смотрим переписку по проекту в чате HRspace и, если находим там подтверждение от заказчика, что конкретный рекрутер закрыл конкретную вакансию, переводим деньги рекрутеру.
Пользуйтесь нашим внутренним чатом. Подтверждайте там действия и ведите хронологию событий.
Александр Щербаков:
«Конечно, просто на слово мне никто не поверил. Тем более, что заказчик продолжал настаивать на своем. Я прислал резюме моего кандидата, сотрудники HRspace сами связались и убедились, что человек работает. Тогда вместе с юристами они составили письмо заказчику, но он не ответил. На наши звонки тоже не отвечал. В результате решение приняли в мою пользу, и я получил деньги».
Что нужно сделать, чтобы мы смогли вас защитить
Собрать доказательства вашего заявления. Это может быть:
- переписка в чате HRspace;
- переписка по почте, в мессенджерах и СМС;
- запись разговора.
Чтобы доказательство было убедительным, как можно более явно проговаривайте и прописывайте маркеры, которые указывают, о каком кандидате, ситуации и договоренности идет речь.
Примеры таких маркеров:
- Ваше имя и фамилия.
- Имя и фамилия заказчика.
- Название компании заказчика.
- Фамилия, имя и отчество кандидата.
- Подтверждение от заказчика, что человек вышел на работу.
Чтобы запись разговора не спровоцировала конфликт, лучше всего в самом начале предупредить, что будете записывать. Как физическое лицо вы имеете на это право.
Мы рекомендуем спокойно написать человеку, с которым у вас конфликт, что обратитесь к нам как к третьей стороне, и все переговоры уже вести при нашем участии. В спокойном ключе, не тратя нервы.
Александр Щербаков:
«Я стараюсь держать связь с сотрудником, который вышел на стажировку. И обязательно собираю обратную связь от работодателя. Если собрать информацию с двух сторон, картина будет полной и с проблемой можно будет разобраться».
Переписки и скриншоты для нас нотариально заверять не нужно. Но если вы хотите заверить вашу переписку у нотариуса, вы можете это сделать. Есть сервисы, которые предоставляют услуги электронного нотариуса: заверить у них скриншоты и письма можно онлайн.
Задача вашей переписки — обговорить условия и зафиксировать договоренности сторон. Помните об этом с самого начала общения и сможете себя защитить.