Колумнист «Форбс» и HR-консультант Лиз Райан получила письмо от возмущенного читателя. Ему очень и очень не понравился звонок от внешнего рекрутера.
Лиз Райан, CEO HR-компании Human Workplace и колумнист «Форбс»
Вот такое письмо получила редакция «Форбс» на имя Лиз:
Дорогая Лиз,
Я только что закончил телефонный разговор с рекрутером-фрилансером, назовем ее Элани. Она вышла на меня через Линкдин. Она связалась со мной, а я даже не ищу работу. С первой секунды разговора Элани начала расспрашивать меня о моем опыте. У меня сильный опыт по специальности, но она разговаривала так, что заставила меня оправдываться!
Затем она спросила, сколько я сейчас зарабатываю. А это вообще не ее дело. Я сказал, что если бы я искал работу, то рассчитывал бы на годовую зарплату от 65 тысяч долларов.
Элани сказала: «Давайте проясним кое-что. Вы ищете работу, иначе мы бы с вами сейчас не разговаривали». Наверное, правильнее всего было бы в этот момент попрощаться и положить трубку, но я смог только сказать, что, возможно, это неправильный вывод. И что я не ищу работу, но готов услышать об открытых вакансиях. Для меня здесь есть разница, и моя нынешняя работа мне нравится.
Тогда Элани сказала, что 65 тысяч — это нереалистичные ожидания.
Лиз, ее грубость меня просто шокировала. Мои зарплатные ожидания вполне обоснованы. Я не сказал Элани, но скажу вам, что сейчас зарабатываю 62 тысячи, и мой босс обещал мне повышение с нового года.
Что мне больше всего не понравилось, это то, что Элани вынесла мне такой вердикт, даже не узнав о моих навыках и опыте.
Затем она задала мне несколько очень конкретных вопросов, как я понял, они относились к той позиции, которую она старается закрыть. Но это вообще не про мою работу. Я думаю, что у меня не было нужных навыков для ее вакансии, но кто она такая, чтобы говорить мне, что я не стою 65 тысяч, когда я знаю про себя, что примерно так и стою?
С уважением,
Карсон.
Этот неприятный разговор, который отлично иллюстрирует мысль — не только работодатели и рекрутеры выбирают кандидатов. Кандидаты выбирают бизнес и людей, с которыми хотят работать, ровно так же.
За 5 минут разговора с рекрутером Карсон понял, что больше никогда не хочет иметь с ней дела. Таким звонком рекрутер сама вписала себя в черный список кандидата. А что было бы, если бы такой рекрутер выступил от имени вашей компании?
Как распознать непрофессионального рекрутера
Лиз Райан считает, что такие рекрутеры существуют, потому что нет барьеров для входа в профессию рекрутера-фрилансера. Любой человек, у которого есть телефон и интернет, может называть себя рекрутером и начать представляться так кандидатам. Поэтому у профессии не самая классная репутация.
И это очень несправедливо. Наравне с такими «элани» существуют блестящие профессиональные рекрутеры, которые делают всё возможное и даже больше, чтобы устроить своих кандидатов на работу мечты. Как и в любом деле, плохих специалистов больше, чем хороших, но они портят репутацию всем.
Вот 10 вещей, которые сразу выдают непрофессионального или неэтичного рекрутера. Понаблюдайте за тем, как ведет себя человек, и расспросите первого же кандидата, которого он вам предоставит, как проходило их общение.
10 табу для рекрутеров:
1.Допрашивать кандидата по телефону
Профессиональный рекрутер начнет с того, что выяснит ваши цели и приоритеты прежде, чем задаст первый вопрос о профессиональных навыках и опыте кандидата. И точно не будет вести разговор так, чтобы захотелось оправдаться или огрызаться в ответ.
2. Интересоваться зарплатой кандидата
Только неэтичные и не профессиональные рекрутеры могут позволить себе интересоваться текущим или прошлыми доходами кандидата. Некоторые даже требуют эту информацию.
Сильный кандидат знает, что нужен рынку, и после такого вопроса просто прервет с рекрутером, а значит — и с вашей компанией.
Правильный вопрос — сколько денег человек хочет зарабатывать. Грамотный рекрутер расспросит о финансовых целях на полгода, на год и на несколько лет. А взамен честно расскажет, на какую сумму рассчитывает работодатель, и из чего будет состоять доход на этой работе — официальная ли зарплата, есть ли премии и бонусы, как часто проводится индексация, есть ли в компании понятная система кипиай и роста.
3. Просить кандидата скинуть резюме, не объяснив, что происходит и какая вакансия открыта
Некоторые неэтичные рекрутеры стремятся любыми способами набить себе базу резюме, чтобы потом спамить ими работодателей в надежде получить новый заказ. Иногда это работает, но кандидату не понравится, если ему будут звонить с предложениями работы, о которых он никого не просил.
Собирать такую базу — все равно, что покупать имейлы или номера телефонов. Это неэтично и практически бесполезно.
Да, у хорошего рекрутера есть база резюме, но к такой базе должны прилагаться отношения с каждым из кандидатов.
4. Критиковать опыт кандидата
Еще немного о манере общаться. Если рекрутер изучил профиль кандидата в социальной сети и ему не понравился опыт — зачем вообще звонить? Неэтичные кандидаты стараются подорвать уверенность кандидата в своих силах, чтобы выступить в роли единственной надежды утопающего.
5. Требовать заполнить какие-то формы
Профессиональные рекрутеры используют открытую информацию, которую соискателе размещают о себе в своциальных сетях, а важные подробности узнают, когда знакомятся лично.
Плохие рекрутеры пришлют кандидату форму и попросят заполнить. Кстати, и работодателю они могут выслать такую форму, чтобы тот заполнил вакансию.
Это плохое решение, потому что именно рекрутер должен понимать, какую информацию важно получить с обеих сторон, чтобы привести идеального кандидата на работу его мечты. Работа рекрутера — помочь работодателю и соискателю как можно лучше раскрыть свои сильные стороны и исправить ошибки в вакансиях и резюме, которые могут всё испортить. Стандартной формой такие нюансы не раскроешь.
6. Пропадать
Непрофессиональный рекрутер принимате задачу от работодателя и исчезает. Если подбор сложный, может пройти неделя или две, прежде, чем подходящий кандидат найдется, заинтересуется и согласится прийти обсудить работу. Это нормально. Не нормально — всё это время молчать.
Профессионал будет держать вас в курсе работы, и не будет ждать у моря погоды, а предложит вам новые способы поиска или вместе придумать, как изменить стартовые условия подбора.
То же самое и со стороны кандидата. Слабый рекрутер связывается с кандидатом, обещает дать обратную связь от работодателя и пропадает. Второго шанса ему могут не дать.
7. Назначать собеседования, не согласовав время со всеми участниками
«Поздравляю! У вас собеседование в пятницу» — это не лучшая новость для кандидата, особенно если она приходит в среду вечером. Да и работодателю такое не понравится — активные деловые люди планируют свое время заранее.
Договориться об удобном времени с клиентом обычно догадываются, но вы уточните — кандидату-то удобно?
8. Приводить на собеседование не мотивированных кандидатов
Хороший рекрутер не хочет тратить время клиента, кандидата и своё собственное на заведомо неудачные собеседования.
Плохой рекрутер гонит на интервью всех подряд, чтобы создать видимость работы, и надеется, что работодатель сам будет мотивировать человека, который рассчитывает на что-то другое. Профессионально, совсем.
9. Просить всех умерить аппетиты
30 лет назад, когда Лиз сама была в активном поиске работы, она заметила, что агрессивные рекрутеры, с которыми она иногда сталкивалась, вечно хотели заставить ее снизить ожидания и продавить по зарплате.
Это частая уловка недобросовестных рекрутеров — заставить человека поверить, что он не очень-то сильный кандидат, в расчете, что тот схватится за первую подходящую работу, а рекрутер — закроет сделку.
Обратная сторона такого подхода к делу — это рекрутер, который убеждает работодателя, что сильных кандидатов на рынке 5 человек, и выбирать всё равно не из кого.
10. Не уважать людей, их потребности и возможности
Жизненный опыт всегда поможет нам отличить дружелюбного человека, который относится к нам со спокойным уважением, от того, кто пренебрегает вашими потребностями, считает, что знает ваш бизнес лучше вас и не вникает в задачу.
Это бывает видно в переписке, но лучше всего — поговорить с человеком, который будет представлять вас на рынке соискателей, по телефону или Скайпу. Познакомьтесь и убедитесь, что хотите работать именно с этим специалистом. Слушайте интуицию и читайте отзывы о работе рекрутера — онлайн-площадки, которые заботятся об уровне своих специалистов, обязательно дают возможность оставить отзыв.
Выбирая рекрутера на аутсорвсе, обращайте внимание на его репутацию:
- свяжитесь с его прошлыми заказчиками и работодателями,
- поищите отзывы в интернете,
- обратите внимание на его рейтинги на профессиональных площадках.
Не доверяйте имя компании специалистам без репутации — выбирайте рекрутеров на HRspace. С нами уже почти 3000 профессионалов:
_______________________
Иллюстрация к статье — unsplash.com