Что такое подбор: это сотни или даже тысяча резюме на первом этапе, десятки интервью и непонятный работодателю выхлоп. Если делать все вручную, это очень похоже на хаос. Но есть практики и инструменты, чтобы систематизировать этапы отбора и сильно упростить себе жизнь.
Мы подготовили для вас конспект вебинара, который провели на прошлой неделе руководитель HRspace Роман Ефимов и менеджер по продукту Talantix Наталья Родякина.
Зачем нужна воронка кандидатов
Основной инструмент, который структурирует и упрощает работу рекрутера, — это воронка кандидатов. Уровни воронки могут различаться от проекта к проекту, но в общих чертах она выглядит так:
Чем хороша воронка: она наглядна. Помогает рекрутерам анализировать, на каком этапе что-то пошло не так — отвалилось слишком много кандидатов. Например, потому что предлагают слишком низкую зарплату или работодатель хочет «идеального сотрудника в вакууме», поэтому отбраковываются все подходящие резюме. Воронка покажет, где конверсии неестественно низкие, и поможет придумать решение.
Второй плюс воронки: ее можно показать клиенту или шефу, чтобы тот увидел, какой объем работы реально стоит за подбором.
Как улучшить воронку
Вот несколько полезных практик, которые мы разобрали на вебинаре вместе с Натальей.
1. Отработайте ранние этапы отбора
Самое сложное и трудоемкое — это ранние этапы отбора. Рекрутер просматривает до тысячи резюме на одну позицию, поэтому важно выставить правильные фильтры в самом начале, чтобы отсеять заведомо неподходящих кандидатов еще до того, как начнете общаться с ними лично.
Как настроить эти фильтры:
- Составьте список дополнительных вопросов, на которые кандидат должен ответить в телефонном интервью или в сопроводительном письме.
- Гуглите: найдите в сети информацию, которая подтвердит заявленный опыт.
- Посмотрите его профиль в соцсетях: что он пишет, чем делится у себя на странице, в группах, на форумах.
Правильные фильтры сильно сэкономят время, которое вы потратите на закрытие вакансии.
2. Знайте, чего хотите
Перед тем, как начать отсеивать кандидатов, составьте профиль и утвердите его вместе с заказчиком вакансии:
- проговорите важные критерии: опыт, навыки, мотивацию, личные качества;
- обсудите допущения, которые можно принять.
Например: вы нашли кандидата с очень хорошим опытом, который отлично знает английский язык, но хочет работать на удаленке. Или все подходит, но денег он хочет на 10 тысяч больше. Или кандидат подходит по опыту и бюджету, но английский язык надо подтянуть. Договоритесь, оставлять таких кандидатов или сразу прощаться.
3. Работайте с лучшими кандидатами в первую очередь
У рекрутеров есть практика составлять лонг-листы и шорт-листы кандидатов на вакансию, создавать внутренний рейтинг. Это хорошая практика, если первым делом начать работать с теми, кто кажется наиболее подходящим. Остальных можно будет отложить в кадровый резерв или оставить на случай, если вы не договоритесь с победителями вашего рейтинга.
4. Готовьтесь заранее и фиксируйте важное в чек-листе
Вам нужен план! Подготовьте заранее чек-лист или скрипт разговора, по которому вы будете общаться с кандидатами. Прямо по этому плану в реальном времени фиксируйте факты и договоренности. Не надейтесь на память, детали забываются мгновенно, когда вы работаете с потоком людей.
Вы будете чувствовать себя уверенней во время интервью, если будете иметь перед глазами такой конспект. Так вы точно не забудете ничего сказать, спросить или зафиксировать.
Этот же конспект поможет потом «продать» подходящего кандидата заказчику.
5. Подробные телефонные интервью экономят время
Телефонные интервью могут длиться час и все равно сэкономят вам время. Сейчас это может быть скайп или просьба к кандидату записать ответы в аудио- или видеоформате по вашим вопросам. Заранее продумайте вопросы, и вы сможете проверить компетенции, мотивацию и навыки общения человека еще до того, как приглашать его на интервью.
Автоматизируйте процесс
Верхние уровни воронки давно уже можно и нужно автоматизировать. Есть программы, которые помогут с отбором резюме и даже сами прозвонят кандидатов. Например:
- Talantix автоматически импортирует подходящие резюме с крупных сайтов по поиску работы: hh.ru, Superjob, Rabota.ru.
- Есть боты, которые сами прозванивают кандидатов и собирают предварительную информацию по опыту и мотивации.
- Существуют и специальные CRM-системы для рекрутеров, которые помогают ранжировать кандидатов и двигать их по воронке, хранить базы кандидатов и ключевую информацию по ним.
- Те же сервисы помогают с аналитикой, которая наконец добралась и до рынка подбора. Вы сможете видеть, сколько кандидатов вы теряете на каждом этапе воронки, понять и устранить причины низких результатов.
- Красивые аналитические отчеты помогут вам показать свою работу руководству или клиентам.
Полистайте презентацию вебинара:
___
Иллюстрация к статье: istockphoto.com