Что такое майские праздники — долгожданный отдых или повод для тревог и нехватка денег? Если второе, вы наверняка фрилансер:) Расспросили рекрутеров HRSpace и других экспертов отрасли, которые работают на себя, как они справляются с простоями.
Как рекрутеры-фрилансеры планируют свои доходы
Любому фрилансеру не обойтись без строгого учета бюджета и хорошо продуманного плана, и HR-сфера не исключение. Виктория и Елена — рекрутеры HRSpace, победители «Золотого кубка» HRSpace — поделились своим опытом.
Виктория Шпак, на площадке 1 год и 4 месяца:
«Планировать доходы частному рекрутеру достаточно сложно: результат зависит не только от тебя, но и от заказчика, а также от наличия специалистов на рынке труда.
Количество заявок в работе каждый месяц разное, просчитать доход можно, но достаточно сложно. Часть заявок может быть аннулирована по просьбе заказчика, еще часть — это сложные позиции, где требуются редкие квалифицированные специалисты. Расходы, конечно, учитываю, ведь нужно платить налоги, оплачивать доступ к разным ресурсам и каналам поиска, почтовые пересылки и пр.
Но есть и преимущества — с каждым годом клиентская база расширяется, заказчики возвращаются с повторными запросами на подбор. Так у меня образовалась база постоянных клиентов, с которыми работаю уже продолжительное время».
Елена Цаценко, на площадке 3 года:
«В работе на себя помогает четкое планирование и структурирование. Вообще, без планов и прогноза не обойтись, ведь фриланс — это тоже бизнес, а бизнес без цифр и стратегии не построишь».
Александра Имаева, рекрутер и консультант по поиску работы:
«Плана как такового нет, но доходы я контролирую в Excel-таблице, слежу по графику на ее основе — очень удобно и наглядно. Для фриланса история „рваного“ дохода — это нормально, у меня получилось ее приручить.
Что касается рекрутинга — остановилась на постоянных клиентах, все они по рекомендации с прошлых мест работы. С новыми работаю, только если интересна сфера деятельности компании или очень приятные люди».
Как организовать стабильный поток заказов и не допустить финансовой просадки
Самый лучший совет — диверсификация. Используйте разные площадки, будьте активны в соцсетях, посещайте мероприятия. Чем больше каналов — тем больше клиентов, да и сарафанное радио к какой-то момент срабатывает.
Вот что говорит Виктория Шпак:
«Я работаю с несколькими площадками, также многие клиенты приходят по рекомендациям. Нередко новые клиенты появляются после посещения конференций и мероприятий, которые я регулярно посещаю.
Стабильный поток однозначно есть, плюс он растет с каждым кварталом. Я стараюсь выбирать для себя заказчиков, которые готовы делегировать подбор и поддерживать партнерские отношения».
Конечно, интенсивность работы бывает разная, но ее можно удерживать на уровне. Например, Александра Имаева выработала для себя такие подходы:
- диверсификация заказов (быстрые/длительные, с гонорарной системой оплаты/с фиксированной частью);
- промежуточная оплата;
- снижение стоимости часа консультирования, чтобы увеличить количество заказов;
- акции, направленные на привлечение дополнительного потока клиентов;
- участие в мероприятиях.
«Так как проектов много, они интересны и хочется везде успеть, для меня праздники, в том числе и майские, — это возможность отдохнуть и перезагрузиться.
За 5 лет фриланса открыла для себя, что в приоритете не деньги: если они нужны, берешь больше проектов, в том числе дорогих — и проблема закрыта. А вот где найти больше времени — это вопрос, над которым пока работаю», — подытоживает Александра.
Праздники: отдых или все-таки проблема
Праздники есть, и никуда от этого не деться. Как их проводить — ваш выбор, зависит только от приоритетов. Кто-то заранее откладывает «подушку», кто-то продолжает работать, а кто-то отправляется на отдых, заручившись поддержкой родных. Попытались узнать, кого больше. Вот что нам рассказали:
Виктория Шпак:
«Все уходят на отдых — как заказчики, так и соискатели. Конечно, это бьет по работе: снижается активность у кандидатов, заказчики реагируют с задержками. Но так далеко не во всех компаниях. Я стараюсь заранее узнать рабочий график клиентов, и под него планирую свои выходные.
Что касается финансовой просадки — она не особо ощутима, выпадают всего неделя-две. После усиленно включаюсь в работу: к этому времени все уже готовы к коммуникации.
Просадка возможна и в другое время — летом или на зимние праздники, но в целом рынок достаточно стабилен. Здесь важно понимать, что подбор персонала — процесс продолжительный. Заявки могут закрыться неделю, а могут и несколько месяцев, все зависит от сложности запроса. Но переходящие заказы и запланированные выходы кандидатов не дают проседать по доходам».
Ольга Козлова, частный рекрутер:
«„Майские праздники“ могут случиться у фрилансера в любой момент, а не только в связи с производственным календарем. Простои — наши риски, как и отсутствие заказов. Со временем можно научиться с этим жить и правильно балансировать. Те, кто не может найти баланс, чаще всего возвращаются к стабильной работе в офисе.
С другой стороны, иногда праздники бывают крайне продуктивными — именно потому, что все вроде бы отдыхают. Кандидаты расслаблены, у заказчиков больше свободного времени. Даже если они где-нибудь в жарких странах на отдыхе. Помню как-то на новогодних праздниках я закрыла сразу две топовые позиции „с нелета“ именно потому, что всем казалось: „Кандидатов нет“, „Работодатели отдыхают“. А оказалось как раз наоборот».
Елена Цаценко:
«Праздникам всегда предшествует период активности, когда зарабатываешь выше установленного плана. Потом расписываешь бюджет.
Здесь работает принцип „не клади все яйца в одну корзину“. Заказчики должны быть разные, из разных источников, разные услуги и договора.
Многие инструменты — как коммерческие, так и финансовые — с успехом используются для стабилизации деятельности фрилансера. Этому даже учат на тренингах различные инфо-гуру. Мы часто о них знаем, просто ленимся использовать.
Например, я в первой декаде каждого месяца пишу отчеты по доходам/расходам, заполняю колонки с обязательными платежами — что ожидается, кто должен. Это очень помогает».
Светлана Щербакова, на площадке 3 года, победитель «Золотого кубка» HRSpace:
«У меня нет праздников и выходных, я всегда в работе. Если крупные клиенты не будут работать, сделаю акцент на маленьких, они обычно не отдыхают так долго».
Татьяна Юркина, генеральный директор кадрового агентства SayHire:
«Праздники — это почти единственное время, когда можно не отвлекаясь подумать, провести аналитику, набросать планы. К тому же далеко не все задачи связаны с людьми: анализ воронки кандидатов на каждом этапе, объем рынка труда в регионах.
Вся эта работа пригодится в течение года, но в рабочие будни на нее не хватает ни времени, ни сил. Ну и, конечно, майские праздники и новогодние каникулы — это чуть ли не единственное время, когда можно спокойно отдохнуть, отправиться в путешествие.
Так что работать или отдыхать — все на ваш выбор. А вообще, свободный график фрилансеров — это миф. Чаще всего их нагрузка в разы больше, чем у офисных работников».
А вы как проводите праздники? Делитесь опытом с нами и коллегами!
Готовы к новым проектам? Прямо сейчас на HRspace открыты заявки на подбор от проверенных работодателей.
Иллюстрация к статье — iStockphoto