По прогнозам, в 2018 году рекрутеры будут уделять еще больше внимания поиску кандидатов через социальные медиа. Мы изучили статистику и узнали, как работают в соцсетях рекрутеры по всему миру, что им мешает и как им помочь.
Мировые тенденции
Мы изучили два свежих международных исследования, посвященных онлайн-инструментам рекрутмента: от платформы SocialTalent и команды LinkedIn Talent Solutions — и увидели несколько трендов, которые стоит учесть и нам с вами, потому что прогресс не стоит на месте:
- социальные сети набирают популярность как канал поиска;
- поиск кандидатов «по знакомству» уходит в онлайн, и здесь тоже не обойтись без соцсетей;
- рекрутеры и маркетологи нужны друг другу.
Ниже подробнее расскажем о результатах исследований и о том, чему учиться в новых условиях.
Соцсети — самый популярный канал поиска
Согласно исследованию Global Recruiting Survey, которое компания SocialTalent провела в 2017 году, социальные медиа стали универсальным инструментом найма для рекрутеров. В частности, в соцсетях находят кандидатов с высокой квалификацией. В этом году в два раза больше рекрутеров заявили, что социальные медиа — номер один для поиска «звездных» кандидатов.
Статистика популярности каналов поиска:
34% — социальные медиа;
26% — платные площадки для размещения вакансий;
13% — персональные карьерные сайты и прямые обращения кандидатов в компанию;
10% — поиск рефералов, то есть кандидатов из социальных контактов других сотрудников;
6% — другие варианты;
5% — рекрутинговые агентства;
4% — бесплатные площадки для размещения вакансий;
1% — другие медиа (радио, газеты).
LinkedIn остается самой популярной площадкой в западных странах
Среди социальных сетей фаворитом, как и в предыдущие годы, оказался LinkedIn. При этом произошли интересные изменения: выросла популярность Facebook и Instagram, упала — Twitter и G+.
Популярность соцсети
выросла | осталась преженй | снизилась |
---|---|---|
|
|
|
Как ищут работу в России
Стоит заметить, что у нас дела обстоят иначе. Пока LinkedIn не пускают в Россию, на пике популярности остаются специализированные сайты, а не соцсети. К тому же, в России все зависит от отрасли: SMM- и онлайн-каналы привлечения кандидатов освоили далеко не все работодатели и их HR-отделы.
Вот такие результаты показало исследование hh.ru: работу гуглят, ищут на job-сайтах и по знакомству. Молодежь активна в социальных сетях, безусловным фаворитом остается «ВКонтакте».
Какие каналы поиска кроме hh.ru вы использовали для поиска работы в течение последнего месяца?
Опрос проводился Службой исследований HeadHunter 19 мая — 10 июня 2016 года среди 6 605 посетителей портала
Рефералы — новый уровень поиска «по знакомству»
Представила исследование и команда LinkedIn Talent Solutions — «Мировые рекрутинговые тренды 2017». Один из поднятых вопросов — о том, как ищут кандидатов с хорошей квалификацией.
Ведущие каналы поиска высококвалифицированных работников:
48% — поиск рефералов в соцсетях;
46% — независимые вебсайты или онлайн-платформы поиска работы;
40% — профессиональные социальные сети;
34% — независимые рекрутеры или рекрутинговые агентства/фирмы по найму;
28% — внутренний наем.
Неудивительно, что все больше и больше компаний начинают разрабатывать реферальные программы: рефералов быстрее нанимать, они лучше работают и дольше остаются в команде. Это еще один бонус в копилку соцсетей: правильная работа с ними через рекомендации выводит на нужных кандидатов. На этом строится работа нетворкера — «иного рекрутера», о котором мы рассказывали в одной из колонок.
Рекрутинг + маркетинг
Еще одна тенденция — сближение рекрутинга и маркетинга. Объяснить это несложно: поскольку многие рекрутинговые команды бьются над созданием бренда работодателя, им приходится обращаться за поддержкой к коллегам-маркетологам.
В крупных компаниях для производства контента и развития бренда работодателя создают целые смешанные команды.
Кто занимается брендингом работодателя в вашей компании?
36% — рекрутеры сотрудничают с маркетологами/специалистами по коммуникациям;
30% — в первую очередь рекрутеры;
20% — рекрутеры мало задействованы или не задействованы вообще;
10% — компания не занимается брендингом работодателя.
Что касается размеров команды, которая работает над брендингом, ответы такие:
Сколько человек в команде?
52% — 1–5 человек;
19% — больше 5;
13% — некто по совместительству;
9% — никто.
Сайт и соцсети — лучшие каналы для развития бренда работодателя
Большинство опрошенных специалистов ищут информацию о компании на сайтах и в LinkedIn.
Какие каналы лучше всего подходят для создания бренда работодателя?
61% — карьерный сайт компании;
55% — LinkedIn;
40% — независимые сайты или доски объявлений;
35% — Facebook;
31% — привлечение перспективных студентов и выпускников.
Измерение эффективности — сложная задача, помимо аналитики сайтов и соцсетей, учитываются результаты внутренних опросов и награды типа «Лучший работодатель».
Вот основные показатели эффективности, которые выявил опрос:
36% — трафик карьерного сайта компании;
55% — исследование текущих настроений сотрудников;
32% — взаимодействие в социальных сетях;
25% — списки лучших работодателей;
25% — количество подписчиков в социальных сетях.
Что делать, если рекрутинг в соцсетях не работает
Вывод из всей этой статистики прост: рекрутинг в социальных медиа — это уже не новшество, а профессиональная необходимость.
В России рекрутеры уже распробовали этот инструмент подбора, но порой что-то идет не так. Мы разобрались, с какими неправильными установками нужно бороться, чтобы соцсети заработали.
1. Вы слишком консервативны
Вы во всем хотите быть профессионалом, особенно когда дело касается рекрутинга. Но в социальных медиа не место для скучного корпоративного взаимодействия. Соискатели используют их, чтобы показать свою индивидуальность — так стоит действовать и вам. Расслабьтесь, и вы увидите больше путей для взаимодействия.
Что делать: не бойтесь быть необычным. Используйте социальные медиа, чтобы творчески и оригинально рассказать о компании. Вовлекайте отдельных сотрудников, чтобы потенциальные новички знакомились с реальными лицами вашего бренда.
2. Вы не взаимодействуете: социальные медиа не для рекламы, а для общения
Социальные медиа — это не размещение рекламы на билборде: вы посылаете месседжи, на которые могут и будут отвечать люди. Для успешного подбора персонала очень важно вести открытый диалог.
Что делать: Обращайте внимание на людей, которые реагируют на ваши публикации или подписываются на ваши обновления. Отвечайте на вопросы и комментарии, общайтесь, взаимодействуйте!
Пример
В исследовании LinkedIn Talent Solutions сравнили, какой контент работодатели считают привлекательным для кандидатов и какой привлекает на самом деле. Мнение обеих сторон пересекается на теме корпоративной культуры и ценностей. Но, кроме того, кандидаты хотят больше знать о долгосрочном видении компании и преимуществах работы. А вот рекрутеры думают иначе — сравните:
Вопрос для рекрутеров: «Как вы думаете, что привлекает кандидатов в вашей компании?» | Вопрос для потенциальных кандидатов: «Какая информация важна при выборе работодателя?» |
---|---|
|
|
Вместо рекламы расскажите кандидатам о том, что их на самом деле интересует.
3. Вы мыслите узко и не готовы экспериментировать
Каждый западный рекрутер использует большую тройку: Facebook, Twitter и LinkedIn. В российских реалиях классический набор, скорее, «ВКонтакте» и Facebook. Эти площадки работают, но есть целый мир социальных медиа, о которых многие даже не думают. Мыслите шире, исследуйте новые сайты, и вы можете стать одним из первых, кто получит доступ к неиспользованному ресурсу соискателей.
Что делать: расширьте свои рекрутинг-инструменты. Возьмите в работу Instagram, Pinterest, YouTube. Если вы все еще не в Telegram — поспешите, там отлично развиваются сообщества с отраслевыми вакансиями. И не забывайте про профильные соцсети, например, GitHub айтишников и Behance дизайнеров.
Эти площадки дадут возможность больше использовать визуальный контент и быть намного заметней, не говоря уже о привлечении более широкой аудитории.
4. Вы не действуете, а реагируете
В конкурентной рекрутинговой среде мало просто реагировать. Конечно, взаимодействие с людьми, которые обращаются в вашу компанию, — отличный старт. Но это всего лишь старт. Не ждите, пока люди свяжутся с вами. Знаете людей, которых хотите видеть в вашей команде? Свяжитесь с ними сами. Это тоже удобно делать через соцсети.
Что делать: действуйте, а не реагируйте в ответ. Найдите талантливых людей, которые работают в вашей отрасли, и начните общаться с ними сами, как угодно: с помощью LinkedIn или хештега в Twitter.
5. Вы не строите бренд
Одно из главных преимуществ социальных медиа — возможность присутствовать на разных платформах, у каждой из которых своя специфика и целевая аудитория. Хоть эти платформы и различаются, они выполняют одну задачу — отражают уникальность бренда и миссию вашей компании.
Целостный образ бренда привлекает талантливых людей.
Если вы не создаете и не транслируете единое сообщение на различных социальных платформах — это проблема.
Что делать: будьте последовательны, унифицируйте — формируйте единый образ бренда в разных социальных медиа. Дайте кандидатам возможность посмотреть один любой аккаунт вашей компании и понять, кто вы и чем вы занимаетесь.