Мы много говорим о том, что современный подбор — это про отношения с людьми и умение в них разбираться. Это психология профессии, которая серьезно влияет на результаты и развитие карьеры. Перевели для вас поучительную историю и спросили у коллег, что они думают о психологии для эйчаров.
Начнем с истории, которую рассказал Пол Хеберт, старший директор по архитектуре решений в компании Creative Group Inc., которая консультирует бизнес по управлению талантами.
Пол утверждает: чтобы быть хорошим эйчаром, нужно разбираться в людях. Производственным руководителям и мастерам на заводах приходилось знать о своих машинах все — от обслуживания до эксплуатации, причем максимально хорошо. HR ничем не отличается.
Если вы работаете в данной сфере, то несете огромную ответственность — вы должны убедиться, что в современной экономике производственные механизмы работают хорошо. Для этого важно понимать, как функционирует «человеческое программное обеспечение». Для людей программное обеспечение — это психология, и если вы хоть немного в ней не разбираетесь — вы вне игры.
Пример c лотереей
Авиакомпания United Airlines объявила о «новой» лотерее, призванной заменить их обычную ежеквартальную бонусную программу. Бонусная программа основана на результатах работы и приносит сотруднику около 1 200 долларов в год.
Они взяли деньги из действовавшей бонусной программы, чтобы превратить ее в игру, в лотерею.
Эта программа позволила бы сотрудникам выиграть — от 2 до 40 тысяч долларов, отпуска и роскошные автомобили, а один сотрудник получал бы 100 тысяч долларов в каждом розыгрыше. Или не выиграть ничего.
И все пошло не так
Герои киноленты «Идиократия» могли бы дописать конец этой истории. Выражаясь деликатно, идею не поддержали и авиакомпания пошла на попятную.
Президент United Airlines Скотт Кирби отметил, что компания внимательно выслушала отзывы сотрудников и решила отказаться от программы:
«Наш замысел состоял в том, чтобы представить лучшую, более увлекательную программу, но мы недооценили, как это будет воспринято многими из вас, — отметил Кирби в своем заявлении. — Итак, мы ставим данные изменения на паузу, чтобы изучить ваши комментарии и обдумать верный путь для движения вперед. Мы обратимся к рабочим группам по всей компании, а принятые нами решения будут лучше отражать ваши пожелания».
Баги человеческого кода
Понимание основ психологии не дало бы всему этому произойти. Кто-то из HR-отдела должен был сказать – «Стойте, ребята!».
И затем объяснить несколько вещей о машинах, называемых людьми, и об ошибках в их программном обеспечении.
1. Отвращение к потерям
Эйчар сказал бы, что люди опасаются потерь больше, чем любят выгоду. Неважно, насколько чудесны внедряемые вами нововведения — те, кто получают бонусы, видят в них недостатки. Даже если выгода многократно перекрывает потери, люди предпочли бы избежать последних.
Это называется отвращением к потерям. Проверьте как-нибудь.
3. Эффект вклада
Эйчар сказал бы, что те, кто получают бонусы, к этим бонусам привязаны — это уже «их». Дело не столько в факте потери, как предполагает предыдущий пункт, сколько в том, что они теряют что-то, им принадлежащее. Для управленческой команды это только 1 200 долларов, но для получающих этот бонус людей это нечто большее. Да, я знаю, что в «человеческом программном обеспечении» так много багов.
Мы приписываем более высокую ценность тому, что находится в нашей собственности. Намного большую, нежели реальная ценность.
3. Принцип справедливости
Принцип справедливости предполагает, что сотрудники стремятся поддерживать баланс между трудом, усилиями, которые вкладывают в работу, и вознаграждением, которое получают от своего работодателя.
Разрешите задать вопрос. Считаете ли вы, что компания позволила бы вам «выиграть в лотерею» ваши же усилия? В один день вы выкладываетесь на все 150% и больше ничего не делаете в течение месяца. Нет, работодателям такое не подойдет. Они не посчитают такой подход справедливым, как и сотрудники United Airlines не посчитали справедливой бонусную систему, в основе которой удача, а не усилия.
4. Склонность к статус-кво
Склонность к статус-кво говорит сама за себя. Люди считают, что вещи должны оставаться неизменными. Мы любим определенность, и как только привыкаем к чему-либо, хотим, чтобы оно таким и оставалось. Когда статус-кво исчезает или ему что-то угрожает, люди видят в этом потерю. Они несчастны из-за того, что вещи меняются. Возрастает неопределенность, и они противятся изменениям, даже полезным.
United Airlines попыталась что-то улучшить, но это все ухудшило.
И любой, кто проводил исследование заработных плат, социальной психологии или прикладной поведенческой экономики, должен был «унюхать» здесь проблему до того, как генеральный директор озвучил «второй приз — набор кухонных ножей».
На мой взгляд, это именно то, чему нужно обучать эйчаров — пониманию «человеческого программного обеспечения». Почему мы делаем то, что делаем? Как заставить нас делать больше хороших вещей и меньше плохих.
Поверьте, вы станете намного лучшим эйчаром, если научитесь понимать «машины», за которые несете ответственность.
Пришло время кодить.
Что говорят у нас
Татьяна Долякова, генеральный директор ProPersonnel
— На мой взгляд, психологическое образование — база для работы рекрутера. И уже на нее можно ставить экономическое образование, так как глобальные задачи HR — это эффективность компании в целом.
Формирование команды, оценка персонала, создание эффективных попутных групп возможно только при правильной оценке сотрудников, их мотивации, инициативности, обучаемости, умении справляться с конфликтами и т. п.
МГУ им. М.В. Ломоносова, РГГУ, ГУУ — это базовые классические вузы, где можно получить прекрасное психологическое образование, а также пройти курсы повышения квалификации.
Александр Багулин, HR-директор компании UP Business Coaching
— Не могу сказать, что считаю психологическое образование необходимым для работы HR-специалистов. Здесь, конечно, все зависит от тех задач, которые решает HR: кого он подбирает, насколько однотипны или разнотипны позиции, с которыми он работает. Условно говоря, если человек постоянно набирает дворников, то даже с учетом нестабильности данного контингента, так или иначе, он все равно очень быстро сможет понять специфику и начнет обращать внимание на реперные точки.
Поэтому острой необходимости в психологическом образования нет, но определенные психологические навыки улучшат качество работы. На мой взгляд, лучше получить какую-то конкретную специальность, которая соприкасается с психологией и таким образом и усилить себя как HR-специалиста, и приобрести скилы, которые понадобятся в определенных сопутствующих действиях.
Коллеги, а что думаете вы? Расскажите, как вы повышаете свою квалификацию, чему и где учитесь?
Базовая подготовка по психологии не будет лишней, это факт. Но не обязательно иметь именно высшее образование. Все-таки в ВУЗах на факультетах психологии именно учат быть психологом, а это далеко от такой продающей профессии, как HR.
PS несправедливо забыли про Московский Городской Психолого-Педагогический Университет.
Спасибо за ваше мнение!