Маркетинг для рекрутера: пусть кандидаты приходят сами

О том, что рекрутеры и маркетологи нужны друг другу, мы уже писали. Теперь решили разобраться, как рекрутеру использовать маркетинговые стратегии в своей работе. В этот раз — на примере IT-рекрутмента.

IT-сфера стремительно развивается, для многих проектов нужны специалисты, а это значит, что рекрутерам не приходится сидеть сложа руки. Некоторыми лайфхаками поиска и привлечения разработчиков мы уже делились, а теперь расскажем о концепции потребительской воронки и о том, как она работает.

Путешествие потребителя

Классическая модель потребительской воронки становится все менее и менее актуальной. Ей на замену приходит концепция «потребительского путешествия» (users’ journey), которая работает на любом рынке. Для нас это трудовой IT-рынок.

В схеме пять стадий: осведомленность — знакомство — рассмотрение — покупка — лояльность. Сегодня задача рекрутера не просто искать или хантить, а «прогреть» потенциальных соискателей на каждом из этих этапов. Перед тем, как разобрать их детальнее, определим целевую аудиторию.

Целевая аудитория: кто такой разработчик

Согласно данным Светланы Петровичевой, основателя сервиса по подбору IT-специалистов GetIT, портрет получается такой:

— 85% — это мужчины;
— возраст — 23–35 лет;
— преимущественно живут в городах-миллионниках;
— ценят: возможность проявить знания и креативность, свою заинтересованность в проекте и вклад в него, свободу действий.

Маркетинговые инструменты

Портрет целевой аудитории есть. Осталось его проанализировать и выделить маркетинговые инструменты, которые проведут потребителя — или соискателя — через все этапы «путешествия» и подтолкнут его к совершению покупки, то есть к принятию предложения о работе.

На конференции HR Digital, которая прошла в ноябре, мы обсудили различные маркетинговые инструменты и выделили самые эффективные:

— контент-маркетинг;
— продающие и видеовакансии;
— хакатоны, конференции и другие мероприятия;
— контекстная и таргетинговая реклама.

Теперь соотнесем эти инструменты со стадиями «путешествия». При этом некоторые из инструментов могут работать на разных этапах.

Осведомленность Знакомство Рассмотрение Покупка Лояльность
— Контент-маркетинг

— Продающие вакансии и видеовакансии

— Создание лендингов

— Вирусные ролики

— Блоги

— Контент-маркетинг — Хакатоны

— Конференции

— Продающие вакансии и видеовакансии.

— Контекстная и таргетинговая реклама — Хакатоны

— Конференции

Контент-маркетинг

Для осведомленности и знакомства подойдет контент-маркетинг: разработчики — одна из самых «читающих» аудиторий, и они как никто ценят качественный контент. Каналы здесь могут быть разные — страница в Facebook или «ВКонтакте», Telegram-канал и пр.

Причем вы можете как пожинать плоды собственноручно создаваемого контента (например, вы внутренний рекрутер и помогаете вести контент-площадку для компании), так и заниматься поиском на сторонних ресурсах (отличный вариант для внешнего рекрутера). Различные IТ-площадки — это средоточие специалистов, и кто-то из них точно подыскивает новую работу.

Совет: работая над созданием контента, не забывайте про визуальную часть историй — классные картинки, веселые гифки и полезную инфографику.

Продающие и видеовакансии

Еще один инструмент — креативные вакансии. Они работают и на осведомленность/знакомство (соискатель узнает о компании или отмечает, что вот так нестандартно в ней ищут сотрудников), и на рассмотрение (если соискатель как раз ищет работу).

В чем особенность креативной вакансии? Поменьше строгости и формализма, легкий, живой язык и немного юмора.

Сравните:

 

Один из вариантов креативной вакансии — видеовакансия. Это может быть и отдельное видео, посвященное только поиску сотрудника, и простое упоминание — как в этом видео «Яндекса» про Новосибирск. «А еще тут можно попасть на работу в „Яндекс“. В новосибирском офисе разработчики придумывают технологию защиты „Яндекса“, „Директ“, „Крипту“ и многое другое», — говорится в ролике. Креативный способ познакомить с городом и привлечь новых людей в команду:

Еще один вариант креативной вакансии — конкурс. Например, Максим Ильяхов предлагает конкурсы для редакторов: нужно написать статью, придумать издание или сделать публикацию. В условиях говорится, что победители получают призы или деньги. А иногда их приглашают работать.

Если статьи и публикации заменить на задачи для разработчиков — получаем еще один крутой инструмент

Таргетированная и контекстная реклама

Еще два отличных инструмента для поиска «именно тех» сотрудников. Такая реклама позволяет выбрать целевую аудиторию, которая всецело отвечает запросам заказчика. И чем точнее вы зададите параметры, тем успешнее будет поиск. Вы можете нацеливать рекламу на разработчиков с конкретными интересами или из какого-то города, например, вам подходят только жители Москвы. Параметров очень много — их нужно предварительно проговаривать с заказчиком.

Эти инструменты попадают в блок «Покупки», поскольку на рекламные вакансии реагируют именно те, кому интересна вакансия и кто готов попробовать. Здесь вы не ищете, а только забрасываете удочку.

Советы простые: точно определить аудиторию; составить яркий заголовок не более 25 символов; емко и кратко — уложившись в 70 символов — описать ваше предложение. И не забыть подобрать крутое изображение!

О том, как оценить эффективность вашей вакансии и понять, работает она или нет, можно почитать в статье «Таргетированная реклама вакансий для HR: краткое руководство».

Хакатоны, работа на конференциях и других мероприятиях

Различные IT-тусовки — отличное место для завязывания контактов, выстраивания диалога, рассмотрения предложений и даже поддержания лояльности. Все, что нужно рекрутеру, — следить за отраслью, посещать подобные мероприятия и проявлять свои умения психолога.

Существует множество способов познакомиться: если на мероприятии есть общие знакомые, попросите вас представить; можете сами подойти поболтать. Не обязательно сразу вступать в бой, для начала попросите контакты — e-mail, аккаунты в соцсетях, телефон. Диалог можно продолжить и после — списаться или созвониться. Конечно, если разговор складывается и это уместно — предложение можно сделать сразу. Каждый случай индивидуален, рассматривайте за и против по ходу дела.

Если вы видите, что кандидат не готов, — не спешите предлагать работу, соберите предварительно как можно больше информации: где работает разработчик, ищет ли он в данный момент работу, какие у него приоритеты — интересный проект, много свободы или высокая зарплата.

Когда данные собраны и контакты на руках — приступайте к делу. Обсудите предложение о работе и, если оно актуально, сделайте офер.


Фото на обложке — unsplash.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *